Небольшой город Питильяно — ярко выделяется на фоне остальных городов Тосканы в Италии. Город-скала, город в скале, один из самых сохранившихся древних городов Италии, Питильяно также имеет и второе неофициальное название – «Малый Иерусалим».
Крайне примечательно и то, что в городе действительно отсутствуют современные здания, а все улицы сохранили свой первозданный средневековый облик. Питильяно настоящий, сохранивший память об эпохе своих предков. Именно этим свои уникальным качеством он привлек пристальное внимание руководителя Экспедиционного Корпуса, академика, Руководителя Одесского регионального отделения Украинской Академии наук Олега Мальцева, который вместе с Экспедиционным Корпусом в рамках Флорентийской Экспедиции 2019 посетил этот город несколько дней назад.
Чем уникален этот город? Поговорим немного об его истории.
Средневековый город расположен на туфовой скале и окружен с трех сторон обрывами. История Питильяно уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно общепринятой информации, Питильяно и его территория были заселены в этрусские времена. При этом первое письменное упоминание о городе датируется только 1061 годом, когда папой Николло II посылается некий документ в проректор Сованского собора, где Питильяно уже указан как место компетенции семьи графов Альдобрандески.
Есть легенда о том, как был основан Питильяно. Дескать, жили в этрусские времена два друга: Питилио и Целиано. И сотворили они как-то неприемлемую шалость — из римского храма Юпитера стащили золотую корону, что увенчивала голову уважаемому божеству, после чего пришлось им бежать из Рима, и привела их дорожка в чащи Мареммы, где нашли они приют в одной из пещер в туфовой скале. И так им понравились места эти красотой своей, что и основали они здесь город, и назвали его Питильяно. Но историки говорят, что это всего лишь сказка, а места эти были обитаемы задолго до этрусков, аж с времен неолита.
После падения Римской Империи территория неоднократно подвергалась захватам со стороны варваров. Самым значительным был период владычества лангобардов. В начале X века Питильяно принадлежал семье Альдобрандески (о чем уже упоминалось выше). Столицей своих владений они назначили город Сована (графство Сована). В 1293 году это графство перешло к семье Орсини: Анастасия, дочь графини Маргариты Альдобрандески, вышла замуж за Романо Орсини, в результате чего графство Сована и все земли ее семьи стали ее приданым.
Граф Романо перевел столицу графства из Сованы в Питильяно. Питильяно стал одним из важнейших экономических центров, расположенных между горой Амиата и Тирренским морем – местом, где велась оживленная торговля и товарообмен. Как говорит классическая история, Графы семейства Орсини благоприятствовали поселению евреев на их территории.
Согласно официальной истории, первым из поселившихся на этих землях евреев стал Давид де Помис – медик из города Сполето. Он был вынужден эмигрировать из Папской области в результате действий, которые были предприняты против евреев папой Павлом IV. В 1555 году граф Никколо IV Орсини призвал его на службу в качестве своего частного лекаря, дав ему разрешение заниматься лечебной практикой в Питильяно, Сорано и Соване.
Уже через четыре года, в 1559 году, наблюдался значительный приток евреев в Питильяно, когда по папскому указу все евреи, кто не подчинился его указанию проживать в гетто, должны были покинуть Папское государство. Таким образом, в 1598 году еврейская община города стала настолько многочисленной, что появилась необходимость в строительстве синагоги.
При графах Орсини еврейская община очень мирно сосуществовала с остальными жителями города Питильяно. Ситуация для них изменилась с появлением семьи Медичи (как предлагаемая версия истории этого города, которая требует проверки). Согласно общепринятой среди историков версии, в 1608 году они сменили у власти семью Орсини. Говорится, что флорентийские власти учредили в Питильяно гетто, изолировав тем самым еврейское население от остальных горожан города. Это привело к падению благосостояния евреев. Этим история не заканчивается. В 1635 году положение евреев стало еще хуже: новый правитель Карло де Медичи обвинял евреев в колдовстве и наведении порчи. Но в 1737 году род Медичи угас, и на их место пришло семейство Лорена. С приходом к власти эрцгерцога Леопольда II были введены новые законы гражданского проживания, и по отношению к еврейскому населению были упразднены все виды ограничений. Евреи смогли вздохнуть свободно.
Как говорят историки, в конце XVIII века с оккупацией Италии французами евреи получили те же права, что и все остальные граждане Тосканы, что способствовало их сотрудничеству с оккупантами. После падения Наполеона французы покинули Италию, и евреи снова остались без защитников. Этот период истории известен большим количеством погромов, убийств и надругательств над евреями, но были и такие, кто вступался за своих соседей.
Затем наступили времена борьбы за объединение Италии, и, согласно общепринятой истории, евреи из Питильяно принимали активное в ней участие. Около 1854 года Питильяно стали назвать «Малым Иерусалимом». Питильяно стал центром для всех евреев из округи. Именно в этом городе отмечались самые важные праздники еврейского народа. После объединения Италии в 1861 году евреи стали полноправными гражданами государства, стали принимать участие в общественной жизни города и занимать посты в управлении.
В конце XIX-нач. XX веков еврейское население Питильяно было достаточно многочисленным. Во времена Первой мировой войны многие из них сражались на фронте. Затем наступил 1938 год. Наступили нацистский режим и расистские законы. С приходом Второй мировой войной начались расстрелы и депортация евреев. Жители Питильяно проявили солидарность с еврейским народом: они прятали их в подвалах и гротах, и благодаря этому таким многие из них избежали депортации в концентрационные лагеря.
В 50-х годах ХХ века синагога города Питильяно находилась в аварийном состоянии, еврейской общины практически не было. Но в 1995 году синагога полностью отреставрировано. Еврейская культура и традиции в этом городе снова расцвели с новой силой, и по настоящий день вызывают живой интерес.
Как сказал во время экспедиционного исследования средневекового города Питильяно академик Олег Мальцев: «Питильяно — это качественно другой город, который сильно отличается от ранее изученных Флоренции и Пизы. И первое, что возникло при въезде в город – это то, что где-то мы все это уже видели, а именно в Калабрии. Как будто дежавю возникло. Здесь время останавливается. Питильяно – выглядит один в один как часть Калабрии. Безусловно, можно говорить исторически о тесной связи этого города с Неаполитанским королевством. Исходя из найденных объектов в этом городе, этот город рыцарский, одним словом. И это нам о многом говорит».
Обратим внимание на то, что покровителем города считается Святой Рок! Этот персонаж родом из Венецианской традиции. В науке Европейского мистицизма Святой Рок — это центральная фигура, которая отвечает за судьбу человека. В глубинной психологии существует понятие программной судьбы, вариативной судьбы, общественной и божественной судьбы. Фигура Св.Рока — это прежде всего божественная судьба, которая порождает общественную судьбу, создает вариативный ряд жизненных ситуаций и разбивает программную (навязанную) судьбу.
Найденная церковь Св.Рока в Питильяно является еще одним подтверждением рыцарского происхождения этого города, как и множество гербов, которые расположены на самом верху в храме. Под этими рыцарскими гербами ниже размещена Дева Мария (как еще одна фигура науки Европейского мистицизма), а еще ниже Распятие — символ Корабельного Бога (фигура науки Европейского мистицизма). Возможно, тем самым владельцы этих гербов хотели подчеркнуть свой высокий статус, уровень могущества и власти.
Таким образом, Питильяно не просто называется «Малый Иерусалим», но этот город также является важнейшим истоком рыцарской традиции. И, несмотря на то, что он Питильяно небольшой по размерам, он — ключ к тайнам Флоренции.
Источник: официальный сайт ученого Олега Викторовича Мальцева
Добавить комментарий